Текст статьи

УСТОЙЧИВОСТЬ ВОС и что за нею стоит

   Воздухоопорное сооружение - ВОС - уже своим названием говорит нам о том, что это сооружение возводится абсолютно без опор (не имеет стен) и радует глаз своей привлекательной округлостью исключительно благодаря воздуху. Как он попадает внутрь ВОС и за счет чего он там остается?
Несмотря на кажущуюся простоту и схожесть с батутными комплексами, где необходимое давление создает только вентилятор, блок воздухоподготовки ВОС представляет собой комплекс сложных взаимосвязанных элементов, ядром которого является система автоматики и управления.
   Достаточно длительное время с момента применения воздухоопорных сооружений для строительства блок воздухоподготовки состоял, как правило, из воздухонагнетательной установки, совмещенной с газовой или дизельной горелкой. Данные системы применяются и сейчас при использовании в ВОС малой площади (до 1000 м²). Основными недостатками данной системы являются отсутствие контроля фактического давления внутри ВОС и проникновение запаха сгоревшего топлива вовнутрь ВОС. Они до сих пор используются благодаря своей низкой стоимости.

   При строительстве ВОС большой и средней площади используются блоки воздухоподготовки двух основных типов.
Первый тип используют в основном зарубежные производители. В данных блоках для поддержания давления используется вентилятор малой производительности, необходимой только для поддержания давления. Основная вентиляционная установка используется только для воздушного отопления ВОС. Зачастую малый напорный вентилятор  имеет резервирование. Также в данные блоки включен аварийный генератор.
Второй тип более приспособлен к российским условиям эксплуатации (холодным зимам, резким температурным перепадам, частым перебоям в теплоснабжении). Он имеет след структуру:
   1.Основная напорная установка
   2.Резервный вентилятор
   3.Аварийный генератор
Производительность основной напорной установки составляет, как правило, двукратное превышение над воздушными потерями через негерметичности ВОС. Резервный вентилятор рассчитывается на компенсацию воздушных потерь. В штатном режиме работает только основная напорная установка, которая изменением соотношения приточного и рециркуляционного воздуха при помощи входных и рециркуляционных заслонок поддерживает заданный уровень давления внутри ВОС. Далее воздух из секции смешения, проходя через фильтры очистки, попадает в секцию нагрева и охлаждения.
Как правило, нагрев осуществляется при помощи системы центрального отопления. Точность поддерживаемой температуры и защита калорифера от размораживания осуществляется при помощи правильно подобранного смесительного узла, включающего в себя насос, регулировочную и балансировочную арматуру. Охлаждение может осуществляться  с применением компрессорно-конденсаторных блоков или при помощи охлажденной жидкости. Далее подготовленный воздух нагнетается вентилятором в ВОС.
В случае аварийных ситуаций – таких, как авария на теплотрассе, отключение электроэнергии, недостаточно горячий теплоноситель – основная напорная установка отключается, и купол поддерживается за счет резервного вентилятора. Как видно, данная схема построения блока воздухоподготовки позволяет полностью защитить калорифер основной напорной установки от размораживания без ущерба для ВОС.
Также очевидным плюсом является возможность поддержания купола при возможных чрезвычайных ситуациях (разгерметизация оболочки, случайно открытые шлюзовые системы) за счет имеющегося трехкратного превышения производительности блока воздухоподготовки по расходу воздуха.

   Ядром блока воздухоподготовки является система автоматики. Основной ее задачей является сохранение устойчивости купола при возможных аварийных ситуациях с сохранением работоспособности оборудования блока воздухоподготовки.
Основные функции, выполняемые системой автоматики:

Дополнительными, но очень важными функциями автоматики блока воздухоподготовки являются:

Кроме этого, данную систему можно оснастить:

   В настоящее время особый интерес проявляется к системам, использующим современные интернет технологии. Данная система автоматики на лицевой панели щита автоматики вместо многочисленных переключателей и индикаторов имеет цветной жк  дисплей. В данном случае имеется возможность гибкого контроля и управления всеми инженерными системами ВОС при помощи понятного и удобного экранного меню.
Основным достоинством данных систем является возможность управления с любого компьютера, имеющего доступ в интернет, что очень удобно при эксплуатации нескольких зданий, поскольку можно узнавать о текущих ситуациях на объектах в разных регионах.Эти системы позволяют наиболее гибко обрабатывать различные ситуации и протоколировать события.
Несмотря на кажущуюся сложность блока воздухоподготовки система автоматики должна обладать высочайшей надежностью поскольку от нее зависит длительная и успешная эксплуатация ВОС.

Михайлов И.И.